Воспитатель

Васильева Евгения Александровна

 

Консультация для родителей.

Формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Принято считать, что после трех лет речь ребенка практически сформирована. Ребенок полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими. Речь становится орудием мышления и основным средством общения. Однако не все дети одинаково успешно овладевают речью. Если ребенок испытывает затруднения в речевом развитии, то ему сложно при необходимости правильно и точно выразить свою мысль, грамотно построить суждение о чем-либо, последовательно и полно передать содержание понравившихся книги, фильма, а также понять речь собеседника. Указанные трудности не позволяют детям с речевой патологией полноценно вести процесс коммуникации, что, естественно, отрицательно влияет на развитие их личности, не способствует успешной интеграции и социализации в обществе.

Первичной и наиболее естественной формой речевого общения является диалог. Развитый диа­лог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, осуществляя процесс коммуникации. Поэтому взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью. Активное участие родителей в ранней, ещё элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно стимулируют развитие его речи. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения язы­ком.

Образцы ведения диалога ребенок получает в первую очередь в общении с взрослым. Опыт практического взаимодействия с взрослым дети переносят в самостоятельную деятельность. В ходе формирования основных сфер общения дошкольника – с взрослым и сверстниками – можно проследить стадии формирования диалогического высказывания. Первоначальной недифференцированной формой общения матери с ребенком является «дуэт» — особое явление нескоординированного речевого взаимодействия, в котором проявляются черты и диалога, и монолога. Качество скоординированности диалога на начальных этапах обеспечивается матерью, которая «чинит» диалог, заполняя паузы, подсказывая ребенку возможные варианты поддержания и развития темы.

Обучение диалогической речи обычно происходит в форме беседы, т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми. Однако в широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность к пониманию друг друга. Поэтому полноценным диалогом нельзя назвать вопросы взрослого и ответы ребёнка. Общение такого рода носит односторонний характер. Учитывая это, в разговоре с ребенком родители должны стараться вызвать у него искреннюю заинтересованность в беседе. Наиболее же надёжный способ вызвать интерес у собеседника – это завести разговор на интересующую его и понятную ему тему. Учитывая возрастные особенности детей, их речевые возможности, можно предположить следующие темы для бесед: ребенок и семья, ребенок и дом, режимные моменты и т. д.

Многие родители жалуются на недостаток времени для занятий с детьми. Однако для организации беседы с ребёнком часто и не требуется специально запланированного времени. Для повседневных занятий родителям можно рекомендовать включать ребёнка в круг домашних дел (уборка комнаты, мытьё посуды и т. д.).

В процессе совместной деятельности с ребё нком необходимо постоянно задавать вопросы:

- Что ты делаешь? (стираю)

- Что ты сделал? (постирал)

- А теперь, - предлагает мама, - угадай, что я сделаю? (Мама отжимает бельё, вешает, сушит, гладит).

- Вспомни, когда ты приходишь с улицы у тебя грязные. (что) - руки и т. д.

- Ты берёшь мыло и что делаешь? Покажи, как ты это делаешь? и т. д. (Вопросы задавайте по-разному, точные ответы на них требуют особого внимания, собранности детей).

Собираясь с ребёнком на прогулку, предложите ему выполнить разные задания: повесить халатик на спинку стула, снять пальто (развязать, завязать, сложить, отряхнуть, почистить щеткой). Следите за точным исполнением ваших просьб. Если ребенок понимает и правильно выполняет ваши задания, задавайте ему вопросы: Что ты делаешь? Что ты уже сделал? и т. д. Если вы собираетесь на лыжную прогулку или на прогулку в дождливый осенний день, попросите ребенка напомнить вам, какая одежда (обувь) ему нужна и почему. Надев платье или нарядный фартук, предложите ребенку угадать, что вы собираетесь делать (готовить обед или идти в гости и т. п.). Эти и подобные вопросы будут не только способствовать развитию диалогической речи, но и развивать внимание, сообразительность.

Как известно, детство - «возраст игры», поэтому для закрепления навыков правильной речи дома полезно создавать игровые ситуации.

В играх-диалогах могут действовать и разговаривать различные зверушки, маски которых можно сделать вместе с детьми. Маски вводят ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду. Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых игровой материал повторяется, закрепляется и активизируется. Для развития диалогической речи можно предлагать не большие по объему стихи, рассказы, сказки. Например, «Белкины карманы» :

- Белка, где твой склад грибов?

- По карманам у дубов!

- Где домишко твой?

- В сосне.

- А постель?

- Постель на мне.

После первого прочтения текста взрослыми по вопросам уточняется смысл диалога, отношения между действующими лицами, т. е. понимание отдельным слов и всего текста в целом. Желательно подобрать к каждому тексту картинку, серию картинок или схематически зарисовать изображения ключевых моментов. Подбор серии картинок и схем создает план рассказа, опираясь на который дети смогут воспроизвести весь текст.

Формирование развернутого диалога возможно при организации ролевых игр «Магазин»«Больница» и т. д. Например, игра «Магазин «Овощи»

Продавец: Что вы хотите купить?

Покупатель: Мне нужны огурцы.

Продавец: У нас есть только большие огурцы.

Покупатель: А маленьких огурчиков у вас нет?

Продавец: Я выберу вам огурцы поменьше.

Покупатель: Большое спасибо. Мне нужно 2 кг огурцов.

Аналогичным образом могут быть разобраны другие овощи.

Взаимодействие участников диалога отражает умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их. В связи с чем, по мере овладения детьми умением вести диалог каждый их них должен быть поставлен в ситуацию задающего вопрос.

Постановка вопросов кто? что? (кто это? что это) осуществляется по предметной картинке с изображением одушевленного и неодушевленного предмета или предмету. Сначала уточняется понимание элементов вопроса, а затем начинается их формирование путем постепенного перехода от повторения вопроса ребенком к самостоятельно заданному им вопросу. Обучение построению вопроса что делает? возможно по демонстрируемому действию или сюжетной картинке, например, мальчик стоит, девочка бежит.

Усложнение сюжетных картинок элементами пейзажа или обстановки делает возможным включить вопросы поискового характера (где? куда? откуда? как? какой? сколько). Например, к сюжетной картинке «Дедушка спит на диване» после вопросов детей Кто спит на диване? Что делает дедушка? следует предложить детям спросить о месте нахождения дедушки: Где спит дедушка?

Эффективной формой работы при обучении детей умению задавать вопросы является работа с закрытой картинкой. Если учить детей задавать вопросы по открытой картинке или видимому предмету, исчезает мотивировка вопроса. Дети, рассмотрев картинку, больше могут узнать, чем из ответов на вопросы о погоде, времени года, форме и цвете предмета и т. п. Это им и так ясно. Совсем иначе идет обучение, когда детям предлагается закрытая картинка или спрятанный предмет. Беседа ведется для того, чтобы узнать содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.).

Если на первых этапах обучения вопросы задает взрослый, то потом вопросы задает ребенок, сначала с опорой на образец, затем — самостоятельно. Здесь можно использовать очень эффективный прием обучения диалогической речи «Маленький учитель»Мама или папа предлагают своим детям поменяться с ними ролями: кто-нибудь из детей станет «учителем», а родитель — «учеником». Такое предложение всегда вызывает восторг у малышей и оживляет игру. Естественно, первоначально взрослый подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступает в роли суфлера. Но постепенно дети осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает, например:

— Спросите у меня, какая игрушка спрятана?

— Какая у вас игрушка?

— Это огурец (помидор, репка и т. д. ?

— Это чашка (блюдце, тарелка?

— Спросите у меня, яблоко большое или маленькое?

Другим приемом, рекомендуемым для повышения мотивации ведения диалога, может явиться «прием разговора по телефону». Для этого можно использовать специальные детские телефоны. На первых этапах обучения вторым собеседником является взрослый, который с помощью вопросов имеет возможность направить линию выстраиваемого диалога. Далее это прием используется для активизации вопросов уже в речи ребенка.

Разнообразит работу по обучению умению задавать вопросы предложение ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Первоначально список вопросов и ответов готовятся заранее вместе с ребенком, т. к. для того чтобы получить требуемый ответ, ребенку требуется правильно задать вопрос. Интервьюировать можно на самые разные темы: кто-то будет врачом или ученым, а другому нужно будет подготовить о нем статью.

Разумова Марина Анатольевна

Консультация для воспитателей

«Ребенок и опасности на дорогах»

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники «учатся» читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все эти требования отражены в программе «От рождения до школы».

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы и т.д. Эту работу должны совместно проводить психолог – воспитатель – родитель – ребенок. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности и в течение всего года. Для этого необходимо, чтобы воспитатели работали по разработанным перспективным планам для каждой возрастной группы, что повышает и их педагогическое мастерство. Для этого педагоги дошкольного образования должны быть обеспечены современными, научно обоснованными, педагогически грамотными учебно-методическими разработками и наглядными средствами обучения, разработанными на основе новых педагогических технологий.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Берегите лес!»

Цель: формирование у детей основ экологической культуры и бережного отношения к живой природе.

Задачи: расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы; формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам в группу заглянул Старичок-Лесовичок. Ему очень интересно, что вы знаете о лесе. Расскажите, пожалуйста, Лесовичку.

Старичок- Лесовичок предлагает нам посмотреть картинки и рассказать какие деревья вы знаете? (Дети смотрят изображения разных деревьев, называют их.)

Воспитатель: — Правильно, все деревья угадали! А теперь попробуйте разгадать мою загадку:

«Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают (листья)."

Дидактическая игра «Осенние листочки»

Воспитатель: — А что еще растет в лесу? Ну конечно, ягоды и грибы.

Послушайте загадки Старичка-Лесовичка и попробуйте их разгадать:

"Он в парадной красной шляпе

В белых крапинках стоит,

Наделён опасным ядом,

Но зато — шикарный вид! (Мухомор)"

"Эти рыжие грибочки

Маскируются в листочки,

На зверька они похожи —

Даже названы похоже! (Лисички)"

"Этот гриб живёт под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора – (Боровик)"

Воспитатель: Ребята, мы должны оберегать лес. Скажите, пожалуйста, как нужно себя вести в лесу? (ответы детей).

Давайте скажем, как нужно вести себя на природе: не рвать цветы; не убивать насекомых; нельзя громко кричать и слушать громкую музыку; беречь деревья; после разведения костра, обязательно его потушить; не разорять гнезда птиц.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Дидактическая игра «Из чего состоит дерево?»

Воспитатель предлагает детям назвать части дерева и показать их на картинке.

Воспитатель: — Дети, а может кто-нибудь вспомнит поговорки и пословицы о нашей природе? (ответы детей).

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Много леса — не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.

Лес – наше богатство.

Рощи да леса – всему свету краса.

Растение – земли украшение.

Воспитатель: На нашем занятии мы узнали много нового о деревьях и о лесе; как люди должны вести себя на природе. Не забывайте, что нужно беречь природу.

Давайте сделаем подарочек Старичку-лесовичку, чтобы он помнил о нас. Предлагаю вам всем вместе сделать коллективную работу «Деревья в нашем лесу».

Коллективная работа (аппликация) — «Деревья в нашем лесу».

Воспитатель: — Спасибо тебе, Старичок-лесовичок, за твой рассказ про деревья, лес. А чтобы ты никогда не забывал нас, мы хотим подарить тебе наш «лес». До свидания, приходи к нам еще!

 

Страничка воспитателя

Рыбаковой Светланы Львовны

Консультация для воспитателей

Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театрализованной деятельности.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть    социальных и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человека самого себя.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.И. Волков и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требует от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка. Игры и игровые упражнения повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Как показывают практические наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Тематика театрализованной деятельности разнообразна: наш детский сад, семья, труд людей и др. При выборе игр мы руководствуемся рекомендациями программы обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью для группы в целом. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны и решения задач обучения (в том числе и коррекционного) расширение знаний об окружающем мире, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

В процессе театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

* В процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

* Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.

* Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического.

* Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

* Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений

* Развивается эмоционально-волевая сфера.

* Происходит коррекция поведения

* Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

* Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

* Участие в театрализованной деятельности доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи:

-  учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;

- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

- строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев спектаклей;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление;

- развивать интерес к сценическому искусству;

- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;

- воспитывать нравственно-этические качества.

Ритмопластика

Задачи:

- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действия одновременно или последовательно;

- развивать координацию движений;

- учить запоминать позы и образно передавать их;

- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

- учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Задачи:

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

- связную образную речь, творческую фантазию;

- учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

- произносить скороговорки и стихи;

- тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

- пополнять словарный запас.

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Работа над спектаклем

Задачи:

- учить сочинять этюды по сказкам, басням;

- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

- учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

- развивать умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно и т.п.);

- пополнять словарный запас, образный строй речи.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

 

Задачи по формированию творческой личности и развитию речи средствами театрализованной деятельности.

Активизировать познавательный интерес детей.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, внимание, воображение, фантазию, образное мышление.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Пополнять словарный запас.

Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Воспитывать культуру поведения в театре.

 

Воспитатель

Шилова Наталья Вячеславовна

Консультация на тему

«Детей учит то, что их окружает».

 Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать
 Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он
учится драться
 Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть
робким
 Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать
себя виноватым
 Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он
учится быть терпимым
 Если ребёнка часто подбадривают – он учится
уверенности в себе
 Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать
 Если с ребёнком обычно честны – он учится
справедливости
 Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он
учится верить
 Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует
себя нужным – он учится находить в этом мире любовь