Персональная страничка воспитателя

группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Черепковой
Ольги Сергеевны.
Я - воспитатель!
И этим горжусь!
И, взрослым детям,
Посмотрев в глаза,
Скажу себе: "Не зря
Живу на свете!"
И по щеке вдруг
Скатится слеза,
И повторю: "Мой смысл,
Конечно, дети!"


Конспект  образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по формированию лексико-грамматического строя речи на тему

«Зима».

Цели:
- Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
- Совершенствовать лексико-грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
- Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.
1. Организационный момент
- Послушайте, ребятки, я загадаю вам загадки.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил! Но забавные картины
Появились на окне:
Пьют медведи чай с малиной,
Едут зайцы на коне,
Кто же он, что ночь не спал
И на стеклах рисовал?
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь. -
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился …
Что за звездочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь — вода в руке?
2. Беседа о времени года
- Как вы думаете, какое сейчас время года? - Как вы догадались? - Какой день зимой? - Какая ночь? - Что можно сказать о снеге? - Какой бывает лед? - Перечислите  зимние  месяцы. т.д.
3. Дыхательное упражнение «Снежинки»
- Ребята, посмотрите! Пока мы с вами беседовали, на улице пошёл снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Скажите, какие они? (Раздать каждому ребенку снежинку на ниточке)
- Давайте сделаем так, чтобы наши снежинки затанцевали. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Как красиво они закружились в танце! (Следить, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз)
4. «Что бывает зимой?»
- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше. - Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
- Я приготовила для вас непростое задание, но вы с ним обязательно справитесь! Ведь вы очень много знаете о зиме. (Дети отбирают картинки, на которых изображены зимние явления и называют их)
5. Дидактическая игра «Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить:.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает… Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… . Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… . Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
6. Игра «Назови ласково»  с мячом
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец            Дерево- деревце
Ветер- ветерок            Горка — горочка
Лёд- ледок                    Холод- холодок
Зима- зимушка             Санки- саночки
7. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,            (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.             (Идут по столу указат. и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,                    («Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,           («Крошат» хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,          (Ведут указ. пальцем по ладони)
А еще в снегу валялись.              (Ладошки кладут на стол одной и другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.                («Едят ложкой» суп)
8. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
- Ребята, сейчас я буду выставлять по одной картинке, а вы попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
-  Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …). - Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…). - День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…). - Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…). - Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…). - Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
- О чем можно сказать: Морозный что? — день, вечер, ветер… Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…). Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…). Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).
9. Упражнение «Где это бывает?»
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
(картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на)- - Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?

- Где слепили снеговика?
- Где стоят санки?

10. Итог занятия