Рекомендации для родителей

Консультация для родителей на тему:

«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через пестушки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют.

Используются потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.

Во время умывания под звуки напевных слов малыш даст себя умыть:

Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!!!

И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!

**

Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,
Нам обедать нужно.

Кормление -очень важный момент в жизни каждого малыша. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным.

А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.

**

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Одевание на прогулку.
Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.

**

Раз,два, три, четыре, пять
Собираемся гулять
Завязала Настеньке
Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

**

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.

Родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку — создает эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка, ребенок спокойно засыпает.

- Люли- люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай

Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игры с пальчиками.

Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
А зовут его ……

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Литература:

                    3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «ДВ» – 2016

                    Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып. 1, 2015.

                    Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.

 

 

Сценарий праздника «День матери»


Ход мероприятия
Музыка, заходят дети.


Мама – первое слово, главное слово
в каждой судьбе

 

Так бывает, если случится вдруг
В доме нашем горе, беда,
Мама – самый лучший, надежный друг
Будет рядом всегда

Так бывает, станешь взрослее ты,
И как птица ввысь улетишь
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты
Как и прежде, милый малыш.


Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас в этом зале! Сегодня самый замечательный праздник, самый светлый и радостный - День Матери!


Слов не хватит, не хватит и сил,
Чтобы любовь всю тебе передать.
Чтобы выразить, как ты красива,
Моя милая, добрая мать!
В этот день, знаменательный самый, 
Ты прими благодарность мою.
Мама, мама, милая мама,
Я тебя всей душою люблю.

 

Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя утешит, 
И умоет, и причешет, 
В щечку поцелует чмок?
Вот она всегда такая – 
Моя мамочка родная!

 

Сделать на свете многое сможем
В глубинах морских, и в космических тоже,
К морю придём и к пустыням горячим,
Даже погоду переиначим
Дел и дорог будет в жизни немало,
Спросим себя: «Ну, а где их начало?»
Вот он, ответ наш правильный самый
Все, чем живем, начинается с мамы!


– Мама – самый лучший, самый родной человека на свете! Мама во всем САМАЯ-САМАЯ! Сегодня мы предлагаем нашим мамам немного поиграть вместе со своими детьми. Вам предстоит довольно сложная задача: на время поменяться местами: мамы будут делать то, что делают дети, а дети то, что мамы. Посмотрим, как это у вас получиться.

Участники делятся на две команды: команда мам и команда детей.

1-ое конкурсное задание для мам.
- Оно очень простое: вам предстоит с закрытыми глазами найти своего ребенка. (Участвуют все дети и все мама. Дети выстраиваются, мамы проходят мимо них с закрытыми глазами и пытаются найти своего ребенка).

2-ое задание – детям. «Чья это мама?»
Мам сажают на стульчик, накрывают пледом или другой накидкой. Дети определяют, где чья мама.

3-е задание.
- Молодцы! С этими заданиями вы справились. Видимо, проголодались. Надо немножко подкрепиться. Мамы будут кормить своих деток, да и сами покушают. Но делать все это вы будете с закрытыми глазами. (Мамы кормят детей бананами).

4-ое задание.
- Одними бананами не наешься. Поэтому дети называют продукт, из которых можно сварить суп, а мамы – компот. (Дети выстраиваются напротив мам. Каждый называет слово и передает мяч).
- А сейчас конкурсанты могут передохнуть (Песня в исполнении мамы и ребенка).

5-ое задание.
- Надо попрыгать на шарике так, чтобы он лопнул, а внутри будет сюрприз (конфета).

6-е задание «Нежные слова».
Дети приглашают родителей и все встают в круг. (Мамы становятся в круг лицом к детям). Дети говорят нежное слово о маме и передают воздушный шарик рядом стоящему. Тот говорит нежное слово и передает шарик дальше.

7-е задание. «Покатаемся на льдинке».
- Есть такая поговорка: «Готовь сани летом, а телегу зимой». И сейчас мы проверим, как вы подготовились к зиме. Мамы делятся на две команды. Задание – довезти ребенка на «льдинке» до ориентира, вернуться обратно. Какая команда справится с заданием быстрей.

8-е задание. 
- А теперь опять «вкусный» конкурс. Нужно узнать по вкусу (с закрытыми глазами), чем угощают. (Ребенок маму, мама – ребенка).
- Молодцы! Это было последнее задание. С ним вы тоже хорошо справились. Ваши старание, сплоченность и стремление к победе заслуживают награды.

НАГРАЖДАЮТ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ.


Мама, очень-очень я тебя люблю!
Так люблю, что ночью в темноте не сплю,
Вглядываюсь в темень, зорьку тороплю.
Я тебя все время, мамочка люблю!
Вот и зорька светит, вот уже рассвет,
Никого на свете лучше мамы нет!

Люблю тебя, мама!
За что? Я не знаю.
Наверно, за то,
Что дышу и мечтаю,
И радуюсь солнцу, и светлому дню,
За это тебя, я родная, люблю!
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю, тебя, мама,
Ты лучший мой друг!


Песня детей. Танец с мамами. В группе - Вручение подарков мамам.

Наши мамы – наша радость,
Слова нет для нас родней.
Так примите благодарность
Вы от любящих детей.

- Дорогие наши мамы! От всей души поздравляем Вас с Вашим праздником. Желаем Вам добра, удачи и любви!

Игры для детского праздника «Мамин день»

Повяжи девочке косынку!
Соревнуются два-три мальчика. Перед каждым мальчиком на стуле сидит девочка, на спинках стульев висят косынки. По сигналу мальчики повязывают косынки девочкам. Кто быстрее?
Одень сыночка!
В игре участвуют 2 девочки. Ставится стол, на него кладутся 2 пеленки, 2 чепчика, 2 ползунка для куклы и 2 рубашечки. По сигналу девочки начинают одевать кукол. Выигрывает та, которая быстрее оденет куклу. 
Свари суп и компот!
Дети делятся на две команды. Одна команда будет «варить» суп (называть овощи) а другая – «компот» (называть фрукты). Говорят по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше слов. Вариант: играют не команды, а два человека.
Перенеси покупки! 
В одной стороне зала стоят 2 стульчика. На них разложены по кегле — бутылке молока, кубику — буханке хлеба, мешочку с песком — пакет сахара. Играющие стоят в другой стороне зала. По сигналу они берут корзины и бегут к стульчикам, складывают «продукты» в корзинку и возвращаются назад. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.
Модница.
На двух столиках лежат по сумочке, бусам, клипсам, помаде и зеркальцу. Играющих двое. По сигналу нужно надеть бусы, клипсы, накрасить губы, взять сумочку и добежать до противоположной стены зала.
Чья это мама?
Маму сажают на стульчик, накрывают пледом или другой накидкой, малыши определяют, чья мама.
Помощник Карлсона
Карлсон завязывает ребенку глаза и предлагает попробовать несколько видов варенья. Ребенок должен узнать его по вкусу.
Вариант игры – узнать по вкусу, какую сладость Карлсон положил ему в рот (используются кусочки ирисок, мармелада, шоколада, зефира и т.д.).
Нежное слово
Дети приглашают родителей, и все встают в круг. Ведущий говорит нежное слово о маме и передает воздушный шарик рядом стоящему. Тот говорит нежное слово и передает шарик дальше. Кто не назвал слово, выходит из игры. Побеждают оставшиеся 2—3 человека, их награждают шариками. 
Гонки на горшках
В эстафете участвуют две команды, в каждой по 3 ребенка. По сигналу двое детей едут на горшках наперегонки до определенной отметки и возвращаются назад, передают горшки другим участникам команды и т.д. Какая команда справится с заданием быстрее?
Собери цветок для мамы.
Заранее готовят два больших картонных цветка: мак и василек, с одинаковым количеством лепестков. Цветы разрезают на лепестки и сердцевины. Раскладывают на столе или на полу в беспорядке. Двое игроков по сигналу собирают цветок, каждый свой. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.

 

Для вас, родители!

Что мы делаем неправильно?

Превращаем ребенка в центр мира.

Ставя желания ребенка превыше всего, вы даете ему понять, что мир вращается только вокруг него. Это может привести к тому, что ребенок просто перестанет понимать, что у окружающих людей
тоже есть свои потребности и желания. Дети должны понимать, что такое брать и давать.
Если брать - их единственная функция, то их ждет только разочарование.

Ненарочно поощряем плохое поведение.

Многие родители совершают ошибку, одновременно игнорируя хорошее и поощряя плохое поведение ребенка. Если вы замечаете своих детей только тогда, когда они начинают капризничать и плакать, то даете им понять, что истерики и слезы - единственный способ добиться внимания.

Не устанавливаем четких границ поведения.

Если ты не прививаешь ребенку хорошее поведение, то вероятнее всего, что он вырастет грубым, конфликтным и невежливым человеком. Маленькие дети лишены понятия культуры от природы, и это наша работа - привить им социальные ценности и достоинства такие как, например, терпение и уважение.

Непоследовательное установление правил.

В то время как одни родители вообще не устанавливают правил поведения, другие устанавливают расплывчатые или делают, это непоследовательно. Это тот случай, когда вы говорите ребенку: «Не делай этого», и все равно позволяете ему продолжать. Примером непоследовательных правил служит то, когда вы в одни дни позволяете ребенку играть с едой, а в другие - нет. Или когда иногда закрываете глаза на то, что старший ребенок нарушает «комендантский час», просто потому, что у вас нет сил
вступать в перепалку. Если вы не устанавливаете правила твердой рукой, то даете детям понять, что вы не такая уж и важная персона.
Не налагаем на детей ответственность.

Если мы отказываемся признавать, что ребенок несет ответственность, когда он делает что-то плохое, мы тем самым утверждаем, что все, что он делает — хорошо. А это в свою очередь учит ребенка всегда винить в проблемах кого-то другого, только не себя. Вместо этого научите ребенка самого нести ответственность за свои поступки и следите, чтобы он это делал.

Дарим подарки без повода.

То, что мы дарим детям, не так важно, как то, почему мы это делаем. Специалисты предупреждают, чтобы мы не дарили подарков по «неправильным» причинам,  например, покупали новый велосипед только потому, что ребенку уже наскучил старый, который ему купили несколько месяцев назад. Еще одна распространенная ошибка — покупать из чувства вины. Если ребенок делает жалостливое лицо или говорит: «Ты плохая мама» — это не повод покупать ему подарки. Позволяя манипулировать собой, вы не делаете для ребенка ничего хорошего.
Поддаемся истерикам.
Уступать устроенной ребенком истерике — крайняя форма поощрения плохого поведения. Для детей это служит подтверждением, что можно получить желаемое, закатив истерику, а это не тот способ, который взрослые люди используют в реальной жизни. Когда взрослый человек закатывает истерику, ни к чему хорошему это не приводит.

Сами ведем себя как испорченные дети.

То, как мы себя ведем в кругу семьи, подает пример нашим детям. Если вы ноете и жалуетесь на глазах у детей, они будут это копировать. Дети делают то, что мы делаем, а не то, что мы говорим делать. Потакание всем желаниям ребенка влечет за собой далеко идущие последствия. С избалованным ребенком очень сложно справиться, но это еще и превращается в манеру его поведения в будущем и на всю жизнь. Наверное, один из самых больших недостатков избалованных детей, это то, что они не учатся работать ради того, что они хотят получить. У них не развивается трудовой дисциплины, нет мотивации что-то делать ради получения желаемого. Так как избалованные люди получают желаемое только путем манипулирования, они не способны выстраивать адекватные отношения с окружающими. И может понадобиться лет 10 терапии, чтобы отучить их от этого.